Водяной.net
Пароль
Забыли пароль?
Регистрация

"Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде"
Агата Кристи

Увидел баг - сообщи!

Мы будем благодарны за сообщения об ошибках, уязвимостях, недоделках, ляпах при использовании движка.

Так же разработчики выслушают, обсудят и примут к сведению любые идеи, критику и пожелания.

Для этого открыт специальный форум.

Или можно написать на почту webmaster@vodyanoy.net

Случайные фотографии

Команда-46

Отчёт о парусном походе

Курского клуба приключенческого туризма "Команда-46",

р.Воронеж - Воронежское водохранилище - р.Дон,

26 июня - 2 июля 2005г.

На этот поход нас вдохновил Пётр Первый, построивший на берегах реки Воронеж первый Российский флот, который через Дон дошёл до Азовского моря и взял ранее неприступную крепость Азов. Дойти до Азова, по крайней мере, в этом году, мы не планировали, а посему рассчитали экспериментальный недельный маршрут до Лисок.

Команда, как, впрочем, и всегда, подобралась довольно-таки разношерстная. У нас были свои доцент (Командор Николай Васильевич Кутин, он же Н.В.), стоматолог (Влад), метеоролог (Егор), геодезист (Миша, он же Генри), финансист (Даша), аудитор (Женя), студенты (Наташа, она же Фич и Ольга, она же Тарасик), школьница (Оля) и госслужащий (я). Женя и Фич, кстати, выпускники нашей майской Парусной школы.

Теперь пару слов о матчасти. Мы располагали двумя тримаранами типа "Янтарь" - малыми парусно-гребными судами. Назвать тримараны мы не успели, поэтому в народе они обозначались по цвету корпуса: Белый и Зелёный.

Долго ли, коротко ли, часть группы вместе с парусными тримаранами выдвинулась на место на день раньше намеченного срока, и 25-го июня "курский спецназ" высадился в Воронеже. После разведки местности начинать от Рамони всё же не рискнули: река Воронеж в тех местах ещё маловодна. Поэтому местом первой стоянки стал берег р.Воронеж чуть ниже Чертовицкого. Много задач на этот день не ставилось: приезд и разгрузка. Тем не менее, сие последнее действо не обошлось без эксцессов: Фич при попытке залезть на грузовик попыталась переломать себе рёбра путём падения на землю, что, без сомнения, ей бы удалось, если бы не молниеносная реакция Н.В., поймавшего её на лету. Фич, правда, успела ободрать бок и всю неделю пугала народ на пляжах своей зелёной спиной.

На наше счастье среди нас было два воронежца - Николай Васильевич и Влад, благодаря чему мы сразу же по приезду обросли "братьями из Воронежа". Однокурсники Влада по мединституту поделились воспоминаниями о байдарочных походах в студенческие времена. Увидев коньяк в пластиковой бутылке из-под минералки, Миша заметил, что в их времена с коньяком в походы не ходили, на что мы справедливо ответили, что с тех пор туризм ушёл далеко вперёд. В общем, вечер прошёл в тёплой дружественной обстановке, и закончился далеко за полночь.

Утром 26 июля мы пополнились еще тремя членами команды: приехали Генри, Даша и Женя. Генри и Даша привезли с собой еще корабельного Крыса, который ловко повис на гике. Распределили экипажи. Капитаном Зелёного стал Командор, Белого - Женя. После ознакомительной прогулки-тренировки, мы загрузились, подняли паруса и вышли "в море". Воронеж, как и ожидалось, наполовину зарос камышом, поэтому о лавировке не могло быть и речи. Поход потихоньку становился гребным… К счастью, водохранилище было совсем рядом! Все ещё раз порадовались, что не начали от Рамони. Водохранилище в верхнем бьефе оказалось мелководным и заросшим водорослями, поэтому в экипажах помимо рулевого и шкотового появился "швертовый". На Белом эту роль выполнял Влад. За виртуозную работу швертом, ему было присвоено почётное звание "Швертуоз".

Мы знали, что Дон в этих местах узкий, поэтому нельзя было упускать случая поучить "молодёжь" на широкой акватории. Поэтому Н.В., раздав экипажу Ц У, покинул (вплавь) Зелёный, отправив на замену Фича. Отстававший до этого Белый резво пошёл к берегу, а на Зелёном начались небольшие проблемы, из-за чего мы пришвартовались минут на 40 позже. Поскольку нам нужно было подобрать ещё одного ценного члена экипажа - нашего штатного завхоза и повара Тарасика, решено было стать прямо в пригороде Воронежа в районе Берёзовой Рощи. В связи с неясной криминогенной обстановкой, были выставлены ночные дежурства. К счастью, ночь прошла без происшествий. Утром мы поздравляли Дашу с Днём рождения, который дежурные начали отмечать с помощью шампанского ещё ночью.

Донские закаты
Надежда в Нововоронеже
"Надежда" в Нововоронеже

С воды Воронеж очень красив, в чём мы смогли убедиться лично. После преодоления двух мостов (один из которых оказался слишком низок - пришлось снимать мачты и проходить под ним на вёслах) мы причалили прямо у Свято-Успенской Адмиралтейской церкви, в которой в мае 1697г. были освящены флаги первой российской эскадры. Храм неразрывно связан с флотом, в нём есть икона, посвящённая крещению флота, и мемориальные доски морякам - воронежцам, погибшим на линкоре "Новороссийск", подводных лодках "Комсомолец" и "Курск". Посетив церковь, мы двинулись дальше и к вечеру дошли до плотины водохранилища. Назавтра нам предстоял обнос плотины. Осмотрев правый рукав Воронежа на предмет удобства обноса, Н.В., Влад, именинница Даша и я выдвинулись на Белом на противоположный берег водохранилища на разведку левого. За время отсутствия Командора, команда без претензий на оригинальность решила вопрос с названием Зелёного: на поплавке гордо красовалось написанное зубной пастой "БЕДА".

Утром 28-го июля мы переправились на левый берег водохранилища. Это был наш первый (но не последний в этом походе) обнос. Впрочем, мы довольно быстро с ним справились, поставили мачты, и двинулись в путь. Погода благоприятствовала хорошему настроению, мы шутили и смеялись, так и вышли в Дон. Попутный ветер и течение делали своё дело. Но расслабляться было рано - впереди нас ожидал понтонный мост. Ну, обносом нас уже не удивишь, тем более, что по сравнению с плотиной нести было совсем мало. У Белого случилась небольшая неприятность: у одного из вёсел треснуло цевьё. Остановились на ночь перед Нововоронежем, проверили свой путь по карте и удивились: вместо запланированных 30 прошли 55 км!

29-го пришлось делать докупку продуктов, поэтому пришвартовались в Нововоронеже. Пока гонцы ходили в магазин, Н.В. на пальцах обучал народ вязке узлов. Погода уже не была так благоприятна, было пасмурно и довольно прохладно. Пришлось достать гидрокостюмы. Облачившись в одежду норвежских моряков, мы двинулись дальше. Однако далеко уйти не удалось, надвигалась гроза, пришлось остановиться. К счастью, нас зацепило только краешком, зато мы весело провели время под тентом, вкушая свежезакупленное печенье с йогуртом. Погода улучшилась, стало тепло, и мы снова вышли на воду. Ветер был встречный, по пути повстречался ещё один понтонный мост. Взяв "языка", мы узнали, что неподалёку нас ждёт ещё один. В Старой Хворостани на нашем пути встал обещанный понтонный мост. Не избежать бы нам очередного обноса, но к счастью у левого берега Дона между понтонами был промежуток. После осмотра стало ясно, что тримаран под мостом пройдёт, но на грани фола и по ширине, и по высоте.

Ситуация осложнялась весьма приличным течением. Однако, учитывая, что берег для обноса был практически непригоден, Командор решил: идём под мост! Пассажиров высадили, мачту завалили прямо на корпус, и экипаж Зелёного в составе двух гребцов и капитана первым пошёл на штурм. Манёвр был достаточно сложен: от места старта до понтона было совсем близко, а нам нужно было развернуть судно, вывести его на струю, успеть положить вёсла на место и лечь на банки. На старте немного замешкались, поэтому пройти чисто не удалось - правым поплавком всё же задели понтон. Но всё равно радости не было предела. Однако радость вскоре сменилась беспокойством за менее опытный экипаж Белого. Н.В. стал прямо на мост и принял командование на себя. Экипаж в составе Жени, Егора и Генри справился с задачей на "отлично", чем заслужил аплодисменты нашей команды и отродясь не выдевших ничего подоюного окрестных рыбаков. Потихоньку темнело, но мы потеряли много времени, поэтому решено было двигаться до упора. Ветер совсем стих - пошли на вёслах. Как назло, приличных мест для стоянки не было видно, и стало уже совсем темно, когда наше внимание привлекло сооружение из бетонных плит - остатки парома. К нему и причалили. В темноте быстро поставили лагерь, развели костёр и стали жарить сосиски на палочках, запивая всё это пивом и вином. За день прошли мало, поэтому на следующий день был назначен ранний подъём.

Часов в 8 утра 30-го июня мы были уже на воде. Согласно первому закону водного туризма, лучшая стоянка тут же обнаружилась в 150 метрах ниже по течению. Ветер был встречный, поднимал небольшую волну. После дозаправки водой в Урыв-Покровке, снова двинулись в путь. Ветер крепчал, пришлось лавировать, волна становилась всё выше и выше, по верху волн пошли барашки. На Белом рулевым шёл Генри, который, несмотря на серьёзную погоду, неплохо справлялся с обязанностями. Лодки сильно кренились, были случаи, когда даже тяжёлому Владу приходилось буквально ложиться на поплавок для откренки. Такое плавание было только в удовольствие, но когда тримаран стал черпать воду носом, пришлось остановиться на симпатичном песчаном пляжике. Предыдущие дни с теплым попутняком и отсутствием волны сделали своё чёрное дело: усыпили нашу бдительность. Многие не уделили должного внимания упаковке вещей, за что пришлось расплачиваться насквозь промокшими рюкзаками, которые, тем не менее, быстро высохли под палящим солнцем. Пообедав, группа, расстелив коврики прямо на песке, понемногу начала впадать в спячку. Примерно час на пляже наблюдалась забавная картина: тела в купальниках вперемешку с вещами :). Одному Командору не спалось. Ветер немного поменялся, волна уменьшилась, поэтому Командор решил выйти на разведку погоды. Взяв с собой, как предполагалось, на прогулку двоих не спящих членов своего экипажа - меня и Влада, Зелёный взял курс на юг. Быстро пройдя пару поворотов русла, Командор понял, что погода благоприятствует, и нужно продолжать путь. Зелёный шустро развернулся и… тут началось самое интересное. По течению тримаран шёл в лавировку очень уверенно, а вот против ну никак не хотел! После нескольких безуспешных попыток пройти один из поворотов под парусом вышедшим "на прогулку" нам с Владом пришлось взяться за вёсла.

Ох, нелёгкая это работа - выгребать против течения, скажу я Вам! К счастью, грести пришлось недолго. Выбравшись за поворот, где река меняла своё направление мы поймали попутный ветер и под берегом, где почти нет течения, дошли до лагеря. Каково же было удивление Командора, когда оказалось, что отсутствия Зелёного на протяжении минут сорока никто и не заметил! Группа всё также мирно спала. Пришлось трубить подъём. Снова загрузка высохших рюкзаков… Зелёный, как и положено флагману, выдвинулся вперёд, Белый слегка приотстал. Сначала Командор ждал отстающих, но впереди ожидался последний понтонный мост, поэтому Зелёный ушёл вперёд на разведку прохождения моста и поиск воды. Наш путь снова пролегал мимо красивейших меловых гор, расположенном на правом берегу Дона. Лёгкий попутный ветер и прекрасный вид довели Зелёный до Коротояка. Мы остановились у понтонного моста. Здесь тоже был промежуток между понтонами, но он был значительно уже и ниже предыдущего, поэтому прохождение на вёслах было невозможно. Был придуман другой способ: за корму тримарана привязали веревку, за которую Влад придерживал судно, не давая разогнаться ему на течении. Двое членов экипажа сели в нос и корму и, страхуясь вёслами, подвели тримаран к понтону. Оказалось, что правая уключина не проходит по высоте под понтон, поэтому лодку закренили и руками провели под понтоном. Подготовка и операция заняла минут сорок, а Белого всё не было… Командор начал волноваться. Было ясно, что при такой спокойной погоде ничего серьёзного случиться не могло, но Белый не появлялся. Тем временем ветер совсем стих. Мы грешили на надломленное весло и штиль, потому что больше в голову ничего не приходило. Чтобы не терять времени, стали готовить "суп из топора", так как значительная часть продуктов была на Белом. Часа через два, когда уже почти стемнело, на горизонте появился белый парус. Издалека было видно, что экипаж подгребает только одним веслом. Наша версия причины отставания Белого подтверждалась... Но не совсем. Оказалось, что ребята шли близко к берегу, вёсла стояли по-походному. Одно из вёсел зацепилось за кусты и упало в воду, тримаран течением пронесло дальше, и команда потеряла весло из виду. Длительная спасательная операция результатов не дала, несмотря на высадку десанта. Весло, по всей видимости, набрало воды и утонуло. И как Вы думаете, какое это было весло? Конечно, хорошее! Поэтому Белый и шёл так долго, подгребая только надломленным веслом. Мы тут же вывели второй закон водного туризма: если из двух вёсел одно сломается, то второе утонет. Оставалось только радоваться, что весло утонуло в конце похода, а не в начале. Командор был так рад увидеть всех в целости и сохранности, что по поводу потерянного не сказал ни слова, всё же сделав Жене замечание за то, что тот пытался спасать весло вплавь. А Белый за своё быстрое прохождение участка, получил наименование "Стремительный".

После ужина нас ожидало ночное плавание, которое все так давно ждали. Выделив в каждом экипаже по сигнальщику, отчалили в районе половины двенадцатого. Ветра не было, сплавлялись в плотовом режиме. "Стремительный", как обычно, отставал :). За неспешной беседой под звёздами время шло незаметно. Девчонки, обнявшись, мирно посапывали на баке. Наш покой нарушали фонарями только местные рыбаки, в жизни не видевшие в этих местах парусников, да ещё ночью, да бакены, неожиданно выплывавшие из темноты в паре метров от тримарана. Река в темноте загадывала загадки, открывая то слева, то справа не то заливы, не то притоки. В половине третьего остановились на песчаном пляже. Утром нашему взору снова открылись меловые горы. Оказалось, что мы дошли почти до знаменитого Дивногорья. Через час мы были уже у стен Дивногорского монастыря. Оставив часовых, команда посетила святые места: уникальные пещерные храмы, огромные меловые столбы - Большие Дивы.

Парус Корнета
Парус "Корнета"
Капитан Женя

К общему сожалению, поход приближался к концу. До Лисок по реке оставалось километров 20. С целью организации выезда Командор и Влад отправились на электричке в Воронеж за машинами, оставив Егора руководителем группы, а меня - капитаном Зелёного. Потеряли мы и Тарасика, которой нужно было вернуться в Курск пораньше.

Командор поставил нам задачу в 11 утра 2 июля быть в Лисках. Опасаясь изменения погоды, мы решили не оставаться на ночь в Дивногорье, а пройти еще километров 10 вниз по течению. Вышли вечером по слабому попутному ветру. Часа через полтора начало темнеть. Мы начали искать стоянку, но левый берег был многолюден, а правый практически непригоден для высадки. А становиться нужно было срочно.: во-первых, уже темнело, а во-вторых, так и до Лисок можно было дойти. А ночевать в городе совсем не хотелось. Наконец, в месте, где Дон поворачивал влево, на правом берегу показался весьма приличный пляж. Но, ситуация осложнялась наличием пьяных купальщиков. Когда мы подошли поближе, стало ясно, что купальщики собираются уходить, за это время но течением нас пронесёт мимо. Если мы всё же пристанем, пока они ещё будут на берегу, шансов на то, что они уйдут маловато. У нас созрел коварный план: мы причалили носом прямо в кусты на левом берегу и стали имитировать работы на судне: спустили парус, начали копаться в рюкзаках. Купальщики действительно скоро ушли, а мы благополучно причалили. Стоянка действительно оказалось неплохая, если не считать огромного количества комаров и расставленных прямо с берега сетей. Опасаясь рыбаков, решено было снова выставить ночные дежурства. Ночь прошла спокойно, зато благодаря дежурствам мы имеем просто чудные Женины фотографии с рассветом.

Проснулись поздновато. Пока собирались, отправили Командору и Владу смс-ку: "Без прессы и шампанского на берег не сойдём!". Выход, запланированный на 9 утра, задержали на полчала. Сориентировались по карте, до Лисок действительно было около 10 км, и поворот, перед которым мы стояли, по идее, перед Лисками должен был быть последним. Но за поворотом показался еще поворот, за ним - ещё один. Мы заволновались. Командор и Влад уже ждали в Лисках, подобрали парковку за железнодорожным мостом и Лискинским портом. На их вопрос о нашем месте нахождения мы расплывчато ответили: далековато, про себя радуясь, что идти ещё долго. Однако, за следующим изгибом русла на нас в непосредственной близости выплыл железнодорожный мост… Стало безумно жаль, что поход заканчивается, да ещё так неожиданно. Навстречу нам прошли три прогулочных судна, прогудев нам приветствия. Командор по мобильнику завёл нас "на посадку", и они с Владом спели приветственный марш в нашу честь. У грузовика мы обнаружили коробку с пивом, куда тут же залез наш Крыс. "А где шампанское?", - спросила Даша. Влад куда-то исчез и ровно через 3 минуты привёз две бутылки шампанского - "Корнет" и "Надежда". Первую торжественно вручили экипажу Зелёного, вторую - Белого. Так и решился вопрос с названиями судов! Теперь Белый официально называется "Надежда", а Зелёный - "Корнет".

Общим собранием Команда решила: маршрут нужно продолжать! В следующем году начнём от Лисок, и так до Азова. Пётр смог, и мы сможем!