Водяной.net
Пароль
Забыли пароль?
Регистрация

"Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде"
Агата Кристи

Кумская петля

Часть 1: Пяозеро

<< Назад ¦¦ Дальше >>

Знакомство с Пяозером

Заброска Лоухи-Зашеек ужасна, но вполне проходима даже на "Жигулях". Первые 70 км. от Лоухов до Кестеньги по средней паршивости (читай ужасной) дороге местного значения кажутся немецким автобаном по сравнению с лесовозной дорогой от Кестеньги до Зашейка, которая даже на карте толком не обозначена. Мы ехали на пятерке с прицепом, и то, после развеселой ночи в поезде с коньяком, пивом и гитарами это было кошмарно. Если бы мы ехали на козле или в кузове "буханки", наверное, померли бы. На заброску требуется часов 6. Сначала дорога ползает по низинам с сомнительного вида переправами из старых бревен через болота и речушки. Дальше на север местность становится гористее, появляются отвесные скальные обрывы, а под конец каменистая дорога карабкается на высоченную сопку с которой открывается потрясающий вид на Пяозеро. В дождливую погоду, кстати, крутые склоны дороги, состоящие из камней пополам с грязью, могут оказаться проблемой. Помощи, если что, можно ждать раз в неделю, когда в Зашеек едет почтовый фургон или ждать таких же туристов.

Несмотря на сопоставимые с Топозером размеры, визуально Пяозеро кажется намного меньше. Противоположный берег всегда виден из за существенно более высокого рельефа и больших высоких островов. Над Пяозером господствуют две самые высокие сопки северной Карелии: гора Пайнур и гора Кивакка. Восхождений на эти сопки мы не совершали. Гора Пайнур расположена очень неудобно, по отношению к нашему маршруту. Планируя выход на гору надо иметь в запасе пару дней на лавировку по узкой протоке из Пяйгубы в Ципрингу и на сам радиальный выход.

Гора Кивакка и устье реки Оланга с водопадом 6 К.С. находятся в заповеднике, доступ в который по слухам достаточно строго контролируется и нарушители штрафуются. Близлежащие острова и берег Пяозера, как говорят те же слухи, в заповедник не входят, однако проверять это на практике нам не хотелось.

В целом Пяозеро производит двоякое впечатление.

С одной стороны оно кажется уютным и "домашним". Поросший живописными горами и лесом берег виден из любой точки. Ветровые и волновые условия позволяют ходить на большом катамаране вроде Тайфуна практически всегда. В отличие от смахивающей на сулой рваной и высокой волны Топозера, волнение на Пя ровное, предсказуемое и вполне приемлемое. Сильному волнению разгуляться особо негде: мешают большие острова. По той же причине всегда можно спрятаться или уйти от плохой погоды за острова или в бухты. Ориентирование на озере не представляет никаких проблем даже без компаса, которого, как выяснилось уже в походе, у нас, "крутых яхтсменов", не оказалось. Высокие сопки видны отовсюду, и даже совсем не зная озера, мы ни сколечко не плутали. На Топозере, кстати, такой номер не пройдет, но нас это не волновало, потому что как раз на Топозере мы и так знаем в лицо каждый камень. И я и Женя были там по три раза.

С другой стороны, берега Пяозера показались нам дикими и какими-то неприветливыми. Главная особенность и опасность озера - затопленный лес. При строительстве Кумской ГЭС Пяозеро было сильно подтоплено. Пологие берега островов, заливы и бухты изобилуют корягами и стоячим лесом. Коряги и стволы деревьев могут попадаться на довольно значительном расстоянии от берега, поэтому в свежую погоду надо соблюдать осторожность. Проход в р. Софьянга с севера и вовсе представляет собой здоровенный залив со сплошным непроходимым стоячим лесом, и гнусным болотом по берегам, но об этом чуть ниже. Песчаные пляжи на озере может быть и есть, но мы их не видели. Типичный берег на Пяозере это либо заболоченные леса с корягами, либо сильно побитые скалы, нагромождения больших камней или галечники, круто уходящие в воду и с большим количеством прибитого волнами топляка. Причалить на парусном катамаране, выйти на берег и тем более, запарковать на стоянку большой катамаран в большинстве случаев просто негде или крайне затруднительно.

Соответственно точно так же дела обстоят со стоянками. Большие ровные поляны с комфортным выходом к воде и, например, местом для бани - большая редкость. Даже имея некоторые наводки от знатоков озера, по настоящему "курортных" стоянок какими изобилует Топозеро, на Пя мы не нашли. Даже первую баню мы организовали только на Топозере.

Обратная сторона хорошей рыбалки на Пяозере - обилие гнуса. Казалось бы: на берегу большого озера с 10-15 км. открытого пространства все должно быть хорошо, а нет. Такого количества мошкары и комаров мы не видели даже на Умбе, причем гнус не пропадал даже при сравнительно свежем ветре. Репелленты и накомарники не уберегли нас от распухших глаз, ушей и губ, а несчастная собака и вовсе старалась не выходить из палатки. Для купания у нас был выбор из двух вариантов: либо в туче мошкары, либо под пронизывающим до костей северным ветром. Чего-то среднего Пяозеро нам не предлагало. Температура водички, кстати, была +9. Тоже не фонтан, хотя терпимо.

Пяозеро с Севера на Юг

На Пяозеро у нас ушло 3.5 коротких перехода по 3-4 часа каждый. Некоторый сумбур в график движения внесли планы пересечься с нашим другом Геннадием и его компанией, приехавшими на озеро неделей раньше, с целью совместной рыбалки, в которой он дока. В итоге, мы так и не пересеклись, разминувшись буквально на несколько сот метров во время перехода в условиях ограниченной видимости.

Первый ленивый переход, а реально полперехода, по окончанию сборов сделали до ур. Коштовара, где рассчитывали встретить Гену. Первая вахта на руле осталась за Женечкой. Друзей в Коштоваре не встретили и, наевшись самостоятельно пойманной рыбы, снялись через день с надеждой прочесать берег до Оланги и, наконец, то встретиться.

Однако следующий ходовой день, посвященный поиску лагеря Геннадия надежд не оправдал. Рулевой сегодня я, предвкушаю первый походный день на новом и уже полюбившемся катамаране. Глядя на усиливающийся попутняк и барашки на воде, заблаговременно взяли вторые рифы на гроте, о чем ни разу не пожалели. Холодный попутный ветер дул сильно, катамаран шел ровно и резво, несмотря на болтанку. Как оказалось, при сборке я неправильно установил перо руля - плоской поверхностью назад. По этой причине на попутном курсе с волнами усилие на румпеле получалось таким, что держать его приходилось чуть ли не двумя руками. Северный ветер тем временем принес низкие тучи, ледяной дождь и слегка затих. Когда мы обогнули мыс и сунулись в губу Оланга, видимость упала до минумума. г. Кивааку целиком заволокло тучами и дождевой пылью, а противоположный берег губы вообще с трудом проглядывался сквозь серую хмарь. Несколько раз нас глючило, но разглядеть что либо на берегу было решительно невозможно. В итоге мы забрались практически в заповедник и решили встать, т.к. дальнейшие поиски были бессмысленны. Место оказалось живописным и совершенно нетронутым, что мы решили не нарушать, благо газовая кухня у нас имелась. Наутро наше присутствие выдавал разве что слегка примятый багульник на месте палаток

Следующий переход наискосок озера до острова Майя на деле оказался перелетом. Свежий веселый попутняк так развеселил Женю, что до о. Майя (27 км.) ей хватило 2х часов хода под наглухо зарифленным гротом и без стакселя. Гора Киваака стремительно удялялась, справа просвистел большой остров с длинным названием и вот уже мы на острове у противоположного берега озера. Женя тем временем развлекалась серфингом на попутных волнах, слушала пение тросов паука, а я не без волнения поглядывал на периодически роющие носы катамарана.

На Майе Геннадия тоже не оказалось и стало понятно, что порыбачить вместе в этот раз не судьба. Зато нам встретилась команда рыбаков-стоматологов во главе с профессором, доктором наук и бывалым туристом по совместительству. Стоматологи оказались замечательными ребятами, с которыми отлично провели время, разве что печень нагрузили.

Несколько дней спустя я повел лодку в Софьянгу. Погода курортная, полный парус, средний ветерок, курс галф, ориентируемся по сопкам: благодать и красота. За полдня Пяозеро позади оказывается позади, входим в залив из которого вытекает река. Залив этот большой и насколько хватает глаза: в воде стоит лес. Сначала - грядами едва заметные пеньки между которыми катамаран может проехать, а дальше из воды торчит сплошной частокол леса, и где то там, между лесов петляет старое русло Cофьянги. Если не знать фарватера входа в реку, и не иметь мотора, можно довольно занудно бороздить это место с риском пропороть баллоны. Мы фарватера не знали, но встретившиеся нам на входе в залив умные люди советовали нам взять азимут 120 от самого левого островка и держать курс на джунгли, где то там должна начинаться река. Других ориентиров в заливе нет. Про то, что у нас нет компаса я как то постеснялся сказать, однако все равно, ребятам большое спасибо. В итоге нам помогли наблюдения за движением моторки, которая фарватер явно знала. В это время уже смеркалось и моторка быстро скрылась из виду, но некоторое представление о направлении мы получили. Откладывать же переход на утро решительно не хотелось прежде всего из за ветра. Мотора у нас не было, а если среди этой задницы подует "ходовой" ветер, выбраться оттуда будет очень затруднительно, а о лавировке и говорить не приходится. В итоге решено - несмотря на сумерки идем сейчас, пока имеется наш ветер. А с ветром нам действительно повезло: тянул легкий полный бейдевинд, почти незаметный на глади озера, но достаточный для нашего паруса, что бы катамаран аккуратно скользил по водной глади, мы вовремя замечали пеньки и коряги и могли выписывать между ними пируэты. Направление было выбрано правильно, хотя заход в русло получился немного сбоку. Увлекшись новым для себя видом - парусным слаломом, в какой-то момент я сбился с курса, и в одночасье плыть стало решительно некуда. Вокруг из воды торчат деревья, а берег в 300 метрах за деревьями - гнусное болото с голодной мошкарой. Буквально извиваясь среди стволов и коряг мы все-таки нашли достаточный проход и, о чудо, увидели впереди четкий широкий фарватер - старое русло реки. Прошли! На самой реке выше "затоп.зоны" имеется несколько вполне приличных стоянок, одна из которых нам приглянулась.

Сомнительное удовольствие лавировки по извилистой Софьянге против течения и гуляющего как попало ветра досталось наутро Жене, с чем она блестяще справилась, зачалив катамаран прямо у моста. Направление течения в реке переменное и не зависит ни от ветра ни от погоды, а только от сброса воды на далекой Кумской ГРЭС. Нам не повезло. Еще в начале речки стало понятно, что течет она против нашего курса, причем довольно мощно. По рассказу местного жителя, некая киевская команда 3 дня торчала в Софпороге, ожидая правильного течения. Нам такая перспектива не улыбалась, тем более, что, опять же по словам местных, направление течения меняется обычно раз в 2 недели. После обязательного посещения магазина мы просто нашли катер, за умеренные деньги отбуксировавший нас в Топозеро. Мост в Софпороге низкий, съем мачты неизбежен. Течение под мостом в этот раз было сильное, мощный катер с трудом протащил наш тайфунище, загруженный по маковку свежим пивом. Так что даже если бы у нас была вспомогательная 3-х силка, она бы тоже не помогла

Про рыбалку на Пяозере

Рыбалка на Пяозере имеется, собственно рыбалкой озеро и привлекательно. В озере есть разная рыба, в том числе и красная (палия, кумжа). Следом за рыбой по озеру шарится и рыбнадзор, и, по слухам, ГИМС. Мы в основном ловили щук, которым в бесчисленных топляках и коряжниках на озере раздолье. На первую рыбалку в Коштоваре я выходил с неким опасением: приехать на Пя и обломаться с рыбой было бы обидно. Опасения рассеялись когда с первым за поход забросом я вытащил щучку. УРА!

У нас в команде не было фанатов рыбалки, даже большими любителями нас не назовешь, однако рыбы даже нам хватало. Одно из преимуществ сверхмалых групп в том, что даже при слабенькой рыбалке рыбы хватает до отвала. Особенно мне понравился "щучий магазин" - маленький залив на Майе, сплошь утыканный затопленными деревьями. Залив был довольно далеко от лагеря, но если туда прийти, 1-2 щуки и 3-4 нескучных схода были гарантированны. Заброс среди деревьев можно было сделать только стоя по колено в воде коротким кистевым движением, т.к. размахнуться там просто негде - вокруг деревья. Борьбу со свечующими щуками в такой обстановке тоже скучной не назовешь.